Технологическая карта урока музыки
Предмет: музыка
Класс: 5 класс
Базовый учебник: программа учебного курса – программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.
Тема урока: «Жанры вокальной музыки. Кантата»
Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что литературное произведение может вдохновить композитора на создание музыкального произведения; познакомить с жанром кантата.
Задачи урока:
- Показать связь музыки и литературы с жизнью; подвести учащихся к самостоятельному определению жанра кантата; осмыслить роль поэзии в кантате; помочь учащимся понять, что литература часто определяет жанр, форму, развитие самой музыки; познакомить с творчеством Г. Свиридова;
- Воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке; слушательскую и исполнительскую культуру учащихся; творческую личность;
- Развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки
- Воспитывать музыкальную культуру обучающихся, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества.
Тип урока: урок-исследование.
Необходимое оборудование: CD диски с музыкальным материалом ( Г. Свиридов «Поёт зима», варианты музыкальных произведений на сл. Пастернака «Снег идёт»), ноутбук, мультимедийный проектор, фортепиано, презентация.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
|
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Формируемые УУД
|
|
1
|
Активизация внимания
|
Звучит звон в ростовской традиции
|
Эмоционально-образный настрой к уроку
|
Личностные: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
|
|
2
|
Постановка проблемы.
Актуализация знаний
|
Скажите, какую музыку вы сейчас услышали?
Что значит «вокальная музыка»?
Какие жанры вокальной музыки вам знакомы?
Что такое романс? Чем он отличается от песни?
Как мы нашли определение слова «романс»?
|
Размышлять, анализировать, определять знакомые музыкальные понятия
высказывать свое отношение к музыке
исполнять фрагменты знакомой музыки
|
Регулятивные
Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них
|
|
3
|
Введение в тему урока
|
Перед вами стихотворение русского поэта. Думаю, что вы сразу же узнаете его автора по начальной строке.
Внимательно прочитаем текст, вслушаемся в эти строки.
Какие образы рисует поэт в стихотворении? (Холодная зима, птички, вьюга, грёзы о весне)
А сейчас, ребята, я вам предлагаю побыть в роли композитора. Если бы вы сочиняли свое музыкальное произведение на это стихотворение, как бы звучала музыка? Всегда ли одинаково или она будет изменяться?
|
|
Познавательные:
учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,
определять настроение поэтических строк
высказывать суждения о музыке
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию
Коммуникативные
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания
|
|
|
|
Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на эти стихи написал настоящий композитор.
|
Внимательно слушать музыку, следить за развитием по литературному тексту
|
Познавательные
Учатся слушать и эмоционально откликаться на музыку
|
|
4
|
Совместное открытие новых знаний
|
Похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?
Что заставило композитора прибегнуть к таким изобразительным деталям?
То есть, композитор точно следовал за поэтическим текстом?
Эту удивительную музыку написал наш современник, Георгий Свиридов. Называется произведение "Поэма памяти Сергея Есенина" (вторая часть "Поет зима, аукает:" - всего десять частей).
Как бы вы определили жанр этого произведения?
|
|
Познавательные:
учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,
определять средства музыкальной выразительности
высказывать суждения о музыке
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию
|
|
|
|
Давайте вместе выясним, что представляет собой этот жанр. Я вам помогу:
Это вокальная музыка или инструментальная?
Кто исполнитель этой музыки?
- Каков состав хора: мужской, женский или смешанный?
И так. Что же представляет собой жанр кантаты?
|
Вокально-инструментальная
Симфонический оркестр, хор и солисты
Смешанный
Ответ формулируют учащиеся: «Кантата - это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов».
|
Познавательные: Распознают существенные признаки и свойства изучаемой проблемы с помощью наблюдений, сравнений, анализа.
|
|
|
|
Почему мы выделили это произведение в отдельный жанр, а не определили его как романс или песню?
Давайте сравним, чем кантата не похожа на песню.
Сколько настроений в песне? А в музыке «Поёт зима»?
Почему так получается?
Сколько частей в песне и кантате?
Кто из исполнителей важнее – вокалисты или инструменталисты?
|
В песне – одно, в кантате – много.
Музыка постоянно следует за текстом.
В песне одна, в кантате много.
В песне – вокалист, в кантате – все: у каждого – своя важная изобразительная роль.
|
Познавательные: Распознают существенные признаки и свойства изучаемой проблемы с помощью наблюдений, сравнений, анализа.
Коммуникативные: Участие в совместной деятельности, общение и взаимодействие в процессе выполнения работы, т.е. размышления, споры, умение приходить к единому мнению.
|
-
|
Закрепление полученных знаний.
|
С каким жанром мы познакомились сегодня?
Вы уже знаете, что часто разные композиторы сочиняют музыку на один и тот же текст, и музыка всегда получается разная. Вы услышите 3 музыкальных фрагмента. Попробуйте определить их жанр и объясните, почему вы так решили?
|
|
Регулятивные:
Оценивают и соотносят новую информацию опытом синтеза и анализа, который у учащихся уже имеется.
|
-
|
Вокально-хоровая работа
|
С. Есенин очень любил песни. Эту любовь он пронес от первых детских впечатлений:
«Родился я с песнями в травном одеяле…»
через юность:
«Я беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни – сердцем подпевать…»
|
Разучивание 1 куплета песни «Разноцветная игра»
|
Участвовали в совместном исполнении выученной и любимой песни.
Взаимопонимание, коммуникация, которая объединяет весь коллектив поющих.
|
|