Персональный сайт Зиминой О.А.
Меню сайта

Категории раздела
Мои публикации [4]
Уроки музыки [4]
Уроки ИЗО [3]
Уроки изобразительного искусства
МХК [4]
Мировая художественная культура
Моим ученикам [1]
Материалы для подготовки к урокам
Музыкальная копилка [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Жанры вокальной музыки. Кантата

                   Технологическая карта урока  музыки

Предмет: музыка

Класс:  5 класс

Базовый учебник:  программа учебного курса – программа Е.Д.Критской,  Г.П.Сергеевой.

Тема урока:  «Жанры вокальной музыки. Кантата»

Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что литературное произведение  может вдохновить композитора на создание музыкального произведения; познакомить с жанром кантата.

Задачи урока:

  1. Показать связь музыки и литературы с жизнью; подвести учащихся к самостоятельному определению жанра кантата; осмыслить роль поэзии в кантате; помочь учащимся понять, что литература часто определяет жанр, форму, развитие самой музыки; познакомить с творчеством Г. Свиридова;
  2. Воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке; слушательскую и исполнительскую культуру учащихся; творческую личность;
  3. Развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки
  4. Воспитывать музыкальную культуру обучающихся, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества.

Тип урока:  урок-исследование.

Необходимое оборудование:  CD диски с музыкальным материалом ( Г. Свиридов «Поёт зима», варианты музыкальных произведений на сл. Пастернака «Снег идёт»),  ноутбук, мультимедийный проектор, фортепиано, презентация.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Активизация внимания

Звучит звон в ростовской  традиции

Эмоционально-образный настрой  к уроку

Личностные: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

2

Постановка проблемы.

Актуализация знаний

Скажите, какую музыку вы сейчас  услышали?

Что значит «вокальная музыка»?

Какие жанры вокальной музыки вам знакомы?

Что такое романс? Чем он отличается от песни?

Как мы нашли определение слова «романс»?

Размышлять, анализировать, определять знакомые музыкальные понятия

высказывать свое отношение к музыке

исполнять фрагменты знакомой музыки

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них

3

Введение в тему урока

Перед вами стихотворение русского поэта. Думаю, что вы сразу же узнаете его автора по начальной строке.

 Внимательно прочитаем текст, вслушаемся в эти строки.

Какие образы рисует поэт в стихотворении? (Холодная зима, птички, вьюга, грёзы о весне)

А сейчас, ребята, я вам предлагаю побыть в роли композитора. Если бы вы сочиняли  свое музыкальное произведение на это стихотворение, как бы звучала музыка? Всегда ли одинаково или она будет изменяться?

 

Познавательные:

учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,

определять настроение поэтических строк

высказывать суждения о музыке

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Коммуникативные

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания

 

 

Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на эти стихи написал настоящий композитор.

Внимательно слушать музыку, следить за развитием по литературному тексту

Познавательные

Учатся слушать  и эмоционально откликаться на музыку

4

Совместное открытие новых знаний

Похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?

Что заставило композитора прибегнуть к таким изобразительным деталям?

То есть, композитор точно следовал за поэтическим текстом?

Эту удивительную музыку написал наш современник, Георгий Свиридов. Называется произведение "Поэма памяти Сергея Есенина" (вторая часть "Поет зима, аукает:" - всего десять частей).

Как бы вы определили жанр этого произведения?

 

Познавательные:

учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,

определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке        

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

 

 

Давайте вместе выясним, что представляет собой этот жанр. Я вам помогу:

Это вокальная музыка или инструментальная?

 

Кто исполнитель этой музыки?

 

- Каков состав хора: мужской, женский или смешанный?

 

И так. Что же представляет собой жанр кантаты?

 

 

 

 

 

Вокально-инструментальная

 

Симфонический оркестр, хор и солисты

 

Смешанный

 

 

 

 

Ответ формулируют учащиеся: «Кантата - это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов».

Познавательные: Распознают существенные признаки и свойства изучаемой проблемы с помощью наблюдений, сравнений, анализа.

 

 

Почему мы выделили это произведение в отдельный жанр, а не определили его как романс или песню?

Давайте сравним, чем кантата не похожа на песню.

Сколько настроений в песне? А в музыке «Поёт зима»?

Почему так получается?

Сколько частей в песне и кантате?

Кто из исполнителей важнее – вокалисты или инструменталисты?

 

 

 

 

 

 

 

 

В песне – одно, в кантате – много.

Музыка постоянно следует за текстом.

В песне одна, в кантате много.

 

В песне – вокалист, в кантате – все: у каждого – своя важная изобразительная роль.

Познавательные: Распознают существенные признаки и свойства изучаемой проблемы с помощью наблюдений, сравнений, анализа.

Коммуникативные: Участие в совместной деятельности, общение и взаимодействие в процессе выполнения работы, т.е. размышления, споры, умение приходить к единому мнению.

  1.  

Закрепление полученных знаний.

С каким жанром мы познакомились сегодня?

Вы уже знаете, что часто разные композиторы сочиняют музыку на один и тот же текст, и музыка всегда получается разная. Вы услышите 3 музыкальных фрагмента. Попробуйте определить их жанр и объясните, почему вы так решили?

 

Регулятивные:

Оценивают и соотносят новую информацию опытом синтеза и анализа, который у учащихся уже имеется.

  1.  

Вокально-хоровая работа

С. Есенин очень любил песни. Эту любовь он пронес от первых детских впечатлений:

«Родился  я с песнями в травном одеяле…»

через юность:

«Я беспечный парень. Ничего не надо.

Только б слушать песни – сердцем подпевать…»

 

Разучивание 1 куплета песни «Разноцветная игра»

Участвовали в совместном исполнении выученной и любимой песни.

 Взаимопонимание, коммуникация, которая объединяет весь коллектив  поющих.

Категория: Уроки музыки | Добавил: zimina3961 (18.01.2016)
Просмотров: 1984 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2025
Используются технологии uCoz