Цель:
развитие технического мышления,
пространственных представлений и графической грамотности учащихся.
Задачи:
-Воспитывать интерес к предмету, развивать образное мышление.
- Уточнить понятие «преобразование» в отношении
изображения и формы предмета в рамках учебного предмета «черчение».
-Учить осуществлять несложные
преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей
фиксировать эти преобразования в эскизах и чертежах.
-Способствовать развитию
пространственного и образного мышления.
-Прививать культуру труда при
выполнении графической документации.
- Воспитание у школьников
самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся
важнейшими элементами общей культуры труда.
Оборудование, инструменты,
принадлежности и материалы.
- рабочая тетрадь
- чертёжные инструменты
- полосы белой бумаги для
изготовления учащимися наглядных пособий
- мультимедийная установка
- мел, доска
- карточки для индивидуальной
работы учащихся с заданиями разной сложности.
Ход урока:
1. Организационный момент:
сообщение темы и цели урока, перечня необходимых для урока инструментов и
принадлежностей, запись учащимися темы урока в тетрадь и домашнего задания в
дневник.
2. Объяснение нового
материала.
-
уточнение понятия «Преобразование» в форме беседы с учащимися (Как вы понимаете
слово «преобразовать»? «Что значит «преобразовать»?)
-
практическая работа с полоской белой бумаги, изменение её формы (возможные
варианты: разные виды уголков, «гармошка», «спираль», сгибание бумаги в форме
скамейки, отрывание части полоски и т. д.)
-
беседа с учащимися о вариантах полученных изменений, четырём учащимся –
построить на доске эскизы полученных изделий в трёх видах. В качестве примера –
выполнение учителем эскиза исходной «детали». Остальные – координируют работу у
доски.
в
результате – определение : «Преобразование – процесс и результат деятельности
человека, связанный с изменением пространственных свойств предметов или способа
их изображения.» (слайд 1)
-
выявление способов преобразования на примере работ учащихся и их эскизов:
Изменение
пространственного положения частей предмета.
Поворот
предмета.
Поворот
частей предмета.
Удаление
части предмета.
Изменение
масштаба изображения.
-
Знакомство со способами преобразования предмета на примерах деталей
(мультимедийная презентация):
слайд 2 - Изменение пространственного положения частей
предмета.
слайд 3 - Удаление части
предмета.
слайд 4 - Вращение предмета: а — исходное
положение детали; б — поворот детали вокруг собственной оси; в — повороты детали в разные стороны слайд 5 -
Изменение ориентации элементов (частей) формы детали относительно друг
друга слайд 6 - какой из способов преобразования формы представлен
на этом слайде?
3. Решение задач на
закрепление полученных знаний:
а)
Выполните чертеж детали, у которой следует удалить части по нанесенной
разметке.(слайд 7)
б) Выполните
чертежи деталей, сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки таких же
формы и размеров. Постройте третий вид деталей. (слайд 8)
в) Мысленно поверните деталь
так, чтобы выделенная плоскость заняла горизонтальное положение. Выполните
чертёж детали.(слайд 9) По итогам решения задач –
взаимопроверка и самопроверка решений.
|