Персональный сайт Зиминой О.А.
Меню сайта

Категории раздела
Мои публикации [4]
Уроки музыки [4]
Уроки ИЗО [3]
Уроки изобразительного искусства
МХК [4]
Мировая художественная культура
Моим ученикам [1]
Материалы для подготовки к урокам
Музыкальная копилка [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Архитектура пространственной среды исторических городов. ЕЛЕЦ Урок №1

Цели и задачи:

1.    Воспитание любви к Родине, чувства гордости за свой край и его вклад в историю России.

2.    Знакомство с особенностями архитектуры как вида изобразительного искусства.

3.    Осознание неразрывной связи между условиями жизни народа, особенностями территории проживания народа и особенностями организации пространства обитания.

4.    Знакомство с понятием «исторический город» и основными типами планировки городов (центрическая, прямоугольная, свободная) на примере города Ельца и села Казаки.

5.    Развитие речи детей, умения выявлять причинно-следственные связи.

6.    Развитие творчества детей.

7.    Совершенствование графических умений и навыков.

 

 

Оборудование:

1.    Карты-схемы г. Ельца,  с. Казаки.

2.    Иллюстрации исторических объектов г. Ельца.

3.    Иллюстрации первоэлементов архитектуры (менгиры, дольмены, кромлехи)

4.    Макеты менгиров, выполненные детьми.

5.    Схемы природных объектов для творческой работы детей.

6. Презентация

 

 

Оборудование для учащихся:

1.    Материал для графических работ.Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с новым для вас видом изобразительного искусства. Скажите, что такое Архитектура и каковы её основные принципы?

Обучающиеся: Архитектура – наука и искусство строительства сооружений и организации общественного пространства. Её основные принципы – польза, прочность, красота.

Учитель: Давайте вспомним, как давно появилась архитектура, и назовём её первоэлементы.

Обучающиеся: Истоки архитектуры уходят в эпоху неолита – древнекаменного века, но постройки того времени не сохранились. В эпоху бронзы возводились сооружения из огромных каменных глыб – так называемая мегалитическая архитектура. Это менгиры (каменные столбы, похожие на фигуры людей), дольмены (каменные ворота), кромлехи (комплексы менгиров и дольменов, организованные вокруг единого центра), курганы (земляные холмы над могилами воинов), городища (каменные основания древнейших поселений).

Ответ сопровождается показом иллюстраций, картинок, макетов.

Учитель: следующим этапом в истории архитектуры стало строительство городов как центров управления и торговли. От древнейших времён до современности сложилось несколько типов поселений (городов).

      Древнейшие поселения имели центрическую структуру с площадью для ритуальных, общественных собраний (зарисовка схемы в тетрадь) Как вы думаете, на что похож этот тип планировка и почему?

Обучающиеся: Это похоже на кромлех: тоже есть центр, вокруг которого группируются постройки. Наверно, для того, чтобы все жители города могли быстро собраться.

Учитель: Как вы думаете, в какой местности можно спроектировать такой город?

Обучающиеся: В любой, потому что в таком городе немного жителей, а значит, площадь его будет небольшой. Можно строить и в горных долинах, и на холмах, и на равнинах.

Учитель: Прямоугольную планировку применяли в Древней Греции, в Риме, в Древнем Китае. Главные улицы таких городов достигали 20-30 метров в ширину, около перекрёстков располагались большие пространства – форумы. Эти города имели уже по несколько тысяч жителей. Такой город занимал довольно большую территорию (зарисовка схемы в тетрадь).

     В эпоху классицизма (XVIII век) идеи просветительной философии, проповедующей разумность и порядок,  вернули к жизни этот тип планировки. Её характерной чертой было стремление к простым и строгим, но величественным формам античности. Давайте посмотрим на схему современного города Ельца. Попробуйте определить тип его планировки.

Обучающиеся: Современный Елец имеет прямоугольную планировку.

Учитель: Но всегда ли было так? Давайте вспомним историю города.

Обучающиеся: Имя Ельца впервые отмечено в летописях в 1146 году, когда он был уже городом, принимавшим участие в войнах, имевшим своего князя. В летописи значение города определено,как «бе бо страна сия защита всей земле Рустей». Это был город –крепость. Крепостные стены его в соответствии с требованиями обороны примыкали к неприступной круче берегов Быстрой Сосны. По периметру он окружался искусственным земляным валом. На валу были срублены из дубовых брёвен стены.

     Много раз Елец горел, отражая нападения иноземных захватчиков. И каждый раз отстраивался заново как город-крепость вплоть до XVIII века.

Учитель: Тема нашего урока звучит как «Архитектура пространственной среды исторических городов». А можно ли назвать Елей историческим городом?

Обучающиеся: Можно. Елец возник более 850 лет назад и много сделал для защиты государства российского.

Учитель: Молодцы. Конечно, город-крепость Елец сильно отличался от Ельца современного. По приказу Петра 1 была сделана «Роспись» городов-крепостей в 1700 году. Запись о Ельце звучит так: «Город Елец рублен в дубовом лесу, по мере около города 723 сажени, по городу башен: 4 с проезжими воротами, 8 глухих». Значит, город был перестроен. Почему?

Обучающиеся: Граница государства «ушла» далеко на юг, город перестал быть стражем и стал торговым и промышленным, как сегодня.

Учитель: В архивах города сохранился план, выполненный в 1769 году перед перестройкой города по генеральному плану 1770 гола. Посмотрите на него. Есть площадь большого размера. От неё отходят две площади-руки, охватывающие круг от этой площади до реки. Окружность разомкнута у крутого обрыва. Все другие улицы идут по касательной или перпендикулярно окружности. Там, где были ворота, улицы идут внутрь крепости.

      Глядя на планировку древних городов, трудно установить закономерность геометрического порядка. Она кажется случайной, неорганизованной, неудобной. Но если смотреть внимательно, то видно, что в случайных поворотах улиц сказывается множество обстоятельств: рельеф местности, постройки, сохранившиеся после пожаров, церковные владения и крепостные сооружения, которые возводились на сохранившихся земляных валах.

      Такой тип планировки получил название свободной. Посмотрите на карту села Казаки и определите тип его планировки.

Обучающиеся: Планировка села Казаки – свободная, потому что нет строгих геометрических форм, а само село растянулось вдоль реки и дороги «Орёл – Елец».

Учитель: Как вы думаете, почему село, расположенное рядом с городом-крепостью, строят не как крепость.

Обучающиеся: Все мужчины при приближении врага уходили в город, а их семьи прятались в лесах. Если не устоит город, в котором сотни защитников, вряд ли сможет устоять небольшое село.

Учитель: Конечно. Именно поэтому село Казаки имеет свободную планировку, удобную для небольшого поселения в холмистой местности. По генеральному плану 1770 года город Елец был перестроен. По моде того времени на местность была нанесена новая, геометрическая, сетка улиц, сохранившая, однако, старейшие здания деревянных Архангельской и Покровской церквей, дом воеводы, дом купца Деева, и по этому плану Елец застраивается уже более 200 лет.

      А сейчас попробуйте назвать факторы, которые влияют на выбор планировки общественной среды города.

Обучающиеся: Рельеф местности, назначение города, число жителей, климат (запись в тетрадь).

Учитель: А сейчас настало время попробовать свои силы в качестве проектировщика города. Перед вами лежит заготовка, изображающая местность, и в которой предстоит построить город, городок, посёлок или маленький домик. Что именно вы построите, попробуйте определить сами, опираясь на знания, полученные на нашем уроке.

Самостоятельная работа обучающихся: зарисовки проекта места для жизни людей в заданном природном ландшафте.

Выставка работ учащихся, обсуждение наиболее интересных проектов.

Категория: Уроки ИЗО | Добавил: zimina3961 (21.11.2013)
Просмотров: 1514 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2025
Используются технологии uCoz