Сегодня
перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья
учащихся, т. е. разработка мер по здоровьсбережению, внедрение
здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно
возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация
приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ,
учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к
учению, ухудшению их здоровья.
Внедрение
здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция
обновления образования. К ним относятся педагогические приемы, методы,
технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу
здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Терапевтические возможности музыкального искусства
В
России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.
Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде
западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.
Благодаря
исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно
считать твердо установленными следующие факты:
-музыка
оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса,
кровяное давление, уровень сахара в крови;
-повышает и понижает мышечный тонус;
-стимулирует
появление эмоций;
-улучшает
вербальные и арифметические способности;
-стимулирует
процессы восприятия и памяти;
-активизирует
творческое мышление.
Эту
особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм
человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других
уроках во время физминуток или в заключительной части урока.
Многие
произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки,
составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии
различных музыкальных характеристик на мозг ребенка.
Другими
словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа
жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий
эффект. Медленная музыка в стиле барокко (И.С.Бах, А. Вивальди) даёт ощущение
устойчивости, порядка, безопасности, создаёт духовную, стимулирующую среду.
Музыка
В.А.Моцарта отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна
повышать концентрацию памяти и пространственное восприятие, хорошо воздействует
на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка.
Музыка
романтизма (Ф. Шуберт, П.И.Чайковский) подчеркивает выразительность и
чувственность, часто пробуждает индивидуализм, мистицизм. Эта музыка
активизирует симпатию и дружелюбие, снимает раздражительность и нервное
напряжение.
Если
мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать
«Полонез» Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» Рахманинова.
При
рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических
перегрузок, восстановлению положительного эмоционально-энергетического тонуса
учащихся. На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной
деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий,
просмотр видеосюжетов, слайдов.
Вокалотерапия
Большое внимание на уроках музыки уделяется
воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся,
должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и
выразительным.
Голос
– это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье.
Значит. Если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо
укреплять, тренировать голосовые мышцы.
Одно
из упражнений физвокализа: потянитесь. Поиграйте всеми мышцами, распрямите
плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя
победителем и обязательно напевайте. Если младший школьник будет постоянно
выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и
мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
Пение
как средство лечения назначается детям с
заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить
термином «активная пауза». Главное качество певческого вдоха – бесшумность –
при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю
основную установку дыхательной мускулатуры. Работа над удлинением выдоха с
целью качественного исполнения медленных песен не только создает условия для
увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливает
релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха.
Дыхание
становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность
человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и
более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку
большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного
пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Упражнения вокально-дыхательной
гимнастики
(по системе Емельянова и Стрельниковой):
1. Рано-рано мы проснулись и,
конечно, потянулись! (потягивания)
2. Утром кашу мы жевали. Все
ли съели, проверяем. (жевательные
движения рта, разминание артикуляционного аппарата)
3. А теперь такой вопрос:
хорошо ли дышит нос? (вдох через одну
ноздрю, выдох через другую)
5. Чтобы песни исполнять,
нужно животом дышать! («насос»: руки на
поясе, произнесение звука «С» с одновременным подталкиванием звука брюшным
прессом и диафрагмой, затем долгий выдох «ш-ш-ш»)
6. А ещё мы все умеем
посчитать до десяти (счет с усилением
громкости от шёпота до крика).
7. Что поём? Пока не знаем… (Вдох – поднимаем плечи, пауза – опускаем их,
после 4 вдохов – мягкий выдох).
8. Но одно мы понимаем: чтобы
песне быть красивою, ты люби себя, любимого (вдох – обнять себя за плечи, пауза – руки в стороны. 4 вдоха – мягкий
долгий выдох).
Ритмотерапия
Танец, мимика и жест, как и музыка,
являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают
добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм,
который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем
самым речь ребенка, Движение и танец, помимо того, что снимают
нервно-психическое напряжение, помогают младшему школьнику быстро и легко
устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный
психотерапевтический эффект.
Улыбкотерапия
Медики считают, что здоровье
школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в
улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна
на уроке и улыбка самого ребенка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой
внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.
|