Исполнение песен - один из самых активных и любимых детьми видов музыкально-практической деятельности на уроках музыки. Оно доступно каждому ребёнку уже потому, что имея необходимые уникальные инструменты – голос и слух – малыш в доступном объёме владеет ими с самого нежного возраста. В условиях массового музыкального образования и воспитания пение расширяет музыкальный кругозор, помогает усваивать закономерности музыки в процессе ее исполнения, формирует объем певческих умений, навыков, необходимый для выразительного исполнения, развивает память, речь, слух… Но, наверно, самое важное - это эмоциональный отклик на различные явления жизни, позитивное отношение к окружающему миру через личностную оценку исполняемой музыки.
Успешность вокально-хоровой работы на уроках музыки зависит от разных причин: уровня культуры детей, состояния и слуха и голосового аппарата ребенка, сформированности вокально-хоровых навыков до поступления в школу…
С 2009 года российская школа работает по новым образовательным стандартам, ориентированным на становление таких личностных характеристик выпускника как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Существует несколько программ по музыке разных авторов, отвечающих требованиям ФГОС, но… Примерные программы содержания предмета «Музыка» закладывают огромный объём учебного материала и требований к уровню их освоения, а на их реализацию – всего 1 урок в неделю с целым классом детей (33-35 уроков в год)…
Учебного времени на занятия любимым делом очень и очень мало. Раньше можно было записать в тетради слова изучаемой песни, несколько раз повторить с младшеклассниками текст, чтобы его запомнить… Теперь – некогда. Можно, конечно, вывести его на интерактивную доску, но буквы будут мелкие – не все дети смогут их разглядеть. Можно, распечатать текст дома, попросить детей вклеить листок в тетрадь, только листки отклеиваются и теряются. Можно предложить детям самим найти нужную песню заранее, но в интернете много песен с одинаковым названием, а авторы чаще всего не указаны. А ещё дети слышат, как звучат эти песни в исполнении известных артистов и хотят петь так же, то есть с красивой фонограммой.
Вот здесь – то на помощь может прийти программа KaraFun. Вот как её представляет сайт-разработчик https://karafun.ru.uptodown.com/windows:
- KaraFun - это самый простой способ бесплатно превратить ваш компьютер в смешное караоке.
- KaraFun работает как обычный аудиоплеер и поддерживает MP3, OGG, MID, KAR, S3M, MOD, IT и XM файлы.
- KaraFun покажет вам анимированный текст в реальном времени во весь экран. И вы сможете создавать списки песен и программировать ваши сессии.
- Кроме того, KaraFun полностью бесплатна, и вы бесплатно можете скачивать караоке mp3-файлы с официального сайта, такие суперхиты, как la Bamba или amazing graze [2]
То есть у учителя появляется возможность работать одновременно и с текстом и с мелодией одновременно, не расходуя дополнительное учебное время на запоминание текста.
Алгоритм работы по разучиванию новой песни в данном случае может быть таким: знакомство с песней, её смыслом и образом – разучивание мелодии под акустический инструмент с демонстрацией на доске первого куплета и припева – работа с песней в режиме караоке (с фонограммой или с акустическим инструментом при выключенном звуке фонограммы) – исполнение песни
Если нужной песни нет в коллекции караоке, её можно создать самостоятельно, используя редактор KaraFun в версии программы KaraFun 1.18.
Для работы необходимы: файл мр3 (плюс или минус в зависимости цели создания: можно петь и вместе с артистами!), текст песни в любом текстовом редакторе, интересная картинка-фон для видеоряда. Все файлы должны находиться в одной папке для корректного воспроизведения их в дальнейшем.
Алгоритм создания караоке с использованием редактора KaraFun:
1. При клике правой клавишей мыши на рабочей панели программы открывается диалоговое окно, в котором среди прочих функций («о программе», «управление», «показать сведения», «воспроизвести»…) есть функция «Редактор KaraFun». Она открывает новое рабочее окно с черным прямоугольником экрана предпросмотра, колонкой «Свойства. Фон» и рабочей строкой «Фон. Верт. Текст (текст события)»
2. Находим на панели инструментов Вкладку «Проект», а в ней – «Музыкальный источник», позволяющий добавить в программу нужную нам фонограмму плюс или минус.
3. Флажок в поле «Ссылка на музыкальный источник» позволяет выбрать нужный файл среди заранее отобранных и сохранённых на вашем компьютере. «ОК», и файл внесён в строку редактора.
4. Клик правой клавишей мыши на рабочей строке «Верт. текст» или «Проект» открывает новое диалоговое окно. Выбираем строку «Изменить текст» и открываем окно «Текстовое издание», рекомендующее «Введите текст песни, разделите слова по слогам символом /. Пример Ka/ra/Fun »
Можно просто скопировать текст из документа или Интернета и делить уже в диалоговом окне:
Вот о/ни ка/ни/ку/лы, ве/сё/лы/е ка/ни/ку/лы
Я/ви/лись тут как тут
Спря/та/ны у/чеб/ни/ки и, ка/же/тся, вол/шеб/ни/ки
Ку/да/ - то всех зо/вут
Хо/ро/шо, что есть ка/ни/ку/лы
Лет/ни/е, зим/ни/е
Мы се/го/ня про ка/ни/ку/лы
Э/ту пе/сен/ку по/ём
Особый случай возникает тогда, когда в тексте есть предлог (например «в» или «к»). Редактор воспринимает его как отдельный слог и при синхронизации сбивает ритмический рисунок. Предлог надо присоединить к предыдущему или последующему слогу, заменив пробел нижним подчёркиванием:
К_нам на но/во/сель/е
Жа/лу/ет зи/ма
5. На панели инструментов находим кнопку «Запись». После е нажатия компьютер уточнит «Вы готовы начать запись? (Синхронизация при нажатии клавиши пробел)». «Да». И далее очень внимательно следим за ритмом фонограммы: там, где необходимо возникновение слога нажимаем пробел, фактически выстукивая ритмический рисунок мелодии.
На том этапе возможны ошибки: пропустили слог при делении в «Текстовом издании», не попали в сложный ритмический рисунок, просто отвлеклись….
Исправляем опечатку («Проект» - «Изменить текст» или щелчок правой клавишей мыши в поле «Вирт. текст» - «Изменить текст»). И снова включаем запись.
Редактор позволяет производить её не только с самого начала, но и любого удобного для вас места. Нужно лишь выставить курсор и снова выстукивать ритм клавишей «Пробел». На чёрном прямоугольнике предпросмотра будут появляться белые буквы будущего файла караоке, а ошибочный вариант будет автоматически заменён правильным.
Это самый трудоёмкий этап при освоении работы с программой.
6. Теперь создаём дизайн файла - работа с разделом «Свойства. Фон» справа вверху: можно добавить изображение – фон, изменить цвет и размер текста… Всё зависит от фантазии создателя, а принцип работы такой же, как и в обычном текстовом редакторе.
В любой момент можно прослушать и просмотреть полученный результат, используя кнопки «Воспроизвести» и «Остановить» на панели инструментов.
Сохранить файл можно любым знакомым способом (как при сохранении текста или презентации) в папку с исходными материалами либо добавить в библиотеку («Проект» - «Библиотека» - «Добавить»). В первом случае файл с расширением .kar будет работать только при наличии фонограммы и картинки-фона в этой папке. При добавлении в библиотеку файл .kar становится самостоятельным. В любом случае наша работа сможет воспроизводиться любой версией плейера KaraFun.
Помимо анимированного воспроизведения текста KaraFun позволяет за доли секунды (даже в процессе исполнения) «подогнать» фонограмму к возможностям данного конкретного ребёнка или целого класса:
- транспонировать в удобную тональность:
- замедлить или увеличить скорость воспроизведения:
- создать список воспроизведения и многое другое.
Недостатком работы с этой программой можно считать невозможность воспроизведения готовых файлов другими проигрывателями и ограниченные возможности в конвертации обработанных звуковых файлов в наиболее распространённые звуковые форматы (например: при подготовке к сценическому выступлению нужно понизить или замедлить фонограмму в формате мр3). Но здесь на помощь могут прийти другие программы работы со звуком (Sibelius. Audacity, Sony ACID Pro и другие), проигрывающие Kara Fun в скорости обработки материала.
Таким образом, предложенная программа может быть полезна многим учителям музыки, особенно работающим в сельской местности. Она позволяет:
- экономить учебное время за счет записи или заучивания текста песен: познакомившись с песней, ученик может самостоятельно найти её в интернете и закрепить текст удобным ему способом (переписать, распечатать или просто выучить наизусть);
- создать комфортные для детей условия приближения к современным жизненным условиям, так как дети-визуалы (которым трудно «попадать» в фонограмму) видят, как движется звук, и легко ориентируются в нём;
- формировать положительную Я-установку учащихся: если постараюсь, то получится как у настоящих артистов!
А значит, будет и положительная мотивация к изучению музыки, и эмоциональный отклик на различные явления жизни, и позитивное отношение к окружающему миру через личностную оценку исполняемой музыки.
Источники:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями на 31 декабря 2015 года)
2. https://karafun.ru.uptodown.com/windows
|