Персональный сайт Зиминой О.А.
Меню сайта

Категории раздела
Мои публикации [4]
Уроки музыки [4]
Уроки ИЗО [3]
Уроки изобразительного искусства
МХК [4]
Мировая художественная культура
Моим ученикам [1]
Материалы для подготовки к урокам
Музыкальная копилка [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Использование новых технологий в учебном процессе

Современное общество и последние достижения науки и техники предъявляют новые требования к уровню подготовки выпускников школы. Это значит, что должны изменяться и технологии учебного процесса. За десятилетия существования советской (теперь российской) школы было предложено достаточно много новых технологий. Это профильные классы, методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения, игровые методики (викторины, диспуты), метод проектов, опорные сигналы, организация межпредметный уроков, методики погружения, программного и проблемного обучения, тематического построения учебного процесса и многие другие (классификация по книге Сумнительный К.Е. Инновации в образовании. Вымысел и реальность. Выпуск 2. –М.: Чистые пруды. 2007. -32с.-)

Уроки музыки и изобразительного искусства как уроки эстетического воспитания не могут строиться на традиционной методике учебного процесса (повторение, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание). Их особенность состоит и в том, что искусство очень тесно связано с повседневной жизнью человека. Кроме того, учебников по программе «Музыка» Д.Кабалевского нет, а учебники по программе Б. Неменского изданы небольшим тиражом и практически недоступны.

Именно поэтому в своей работе я постоянно использую то, что называется «новые технологии учебного процесса». Тем более, что содержание базовых учебных программ, а также авторской программы «Эколого-художественное воспитание», дают для этого широкие возможности..

В первую очередь это интеграция предметов школьной программы. Музыка и изобразительное искусство тесно связаны с жизненным опытом человека. Именно в ней они черпают свои сюжеты и выразительные средства. А значит, при их изучение не только можно, но и нужно постоянно вводить научные понятия из области истории, физики, природоведения, географии, экологии, не изучая их, а закрепляя знания, полученные на других уроках.

Например: Уроки в 4 классе по теме «Каждый народ – художник» строятся по общему плану: «Пейзаж – жильё – образ жителя». Учитель начинает работу у доски, проводя тонкую линию горизонта: «Жители Крайнего Севера видят перед собой огромную белую равнину… Как вы думаете, почему? Почти полгода солнце не поднимается над горизонтом…Там очень мало деревьев, поэтому… Зато небо часто загорается яркими огнями – сполохами…вспомните, как переливается всеми цветами радуги снег на солнце…». Пытаясь ответить на поставленный вопрос, ребята используют знания, полученные на уроках «Ознакомление с окружающим миром», личные наблюдения, рассказы взрослых, уточняют уже известные им сведения. Попутно ими решаются очень важные для них вопросы: «Какой цвет выбрать?», «А почему именно так?», «А зачем это нужно?», «А как лучше сделать?», «А мне бабушка рассказывала… Это правда?»  Параллельно с выполнением основного практического задания, дети систематизируют свои знания и опыт по данной теме урока.

Часто в начале урока перед детьми ставится проблема, которая решается общими усилиями. Такими проблемами стали в 5 классе темы «Зачем музыке литература», «Зачем литературе музыка», «Можно ли увидеть музыку», в 6 классе – «В чём сила музыки?», в начальных классах – «Что и как рассказывает музыка» и т.д.

 При таком подходе к подаче учебного материала в начале урока невозможно написать на доске его тему: она появляется в конце как вывод, обобщение понятого и узнанного на уроке. Например: «Музыка помогает объединить людей на борьбу за независимость» (6 класс), «Слово помогает понять содержание музыкального произведения» (5 класс),  «Музыка постоянно изменяется (развивается)» (3 класс) и т.д.

На уроках в начальной школе при изучении некоторых тем используются опорные карточки-сигналы, позволяющие контролировать степень усвоения детьми учебной программы. Дети сами изготавливают их и, вместо выкрика с места или поднятия руки для ответа, показывают карточку. Рисунок карточки они выбирают сами в зависимости от того, как они поняли предложенной материал.

При выставлении оценки за урок активно используется техника выставления поурочного балла, потому что приходится оценивать работу детей по довольно большому числу показателей. Процесс слушания музыкального произведения, его анализ, выявление и использование знаний из области экологии и искусства, творческая и исполнительская деятельность ребёнка обязательно должны быть оценены учителем, причём оценка должна быть непременно мотивирована. Только тогда она будет достойно принята ребёнком, станет важным профилактическим фактором, фактором повышения качества знаний и фактором коллек­тивного воздействия: все работающие ученики организуются между собой для активного воздей­ствия против нарушителей дисциплины.

Стоит отметить и то, что такие широкие возможности для использования новых технологий дала педагогическая технология, предложенная в 1959-1960 году липецким учителем К.А. Москаленко и получившая название «Липецкий опыт». Предложенный им «объединённый урок», построенный на основе беседы, стал основой многих современных технологий.

Основные особенности объединённого урока Москаленко:

1.    активность познавательного процесса наблюдается с первой минуты, ведь дети не автоматически выполняют поставленную уроком задачу – они осознанно подбирают средства выразительности, используя весь свой опыт и знания (а знают они, оказывается, много!);

2.    этапы урока взаимосвязаны и сливаются в единый процесс;

3.    самостоятельная работа пронизывает все этапы урока, ведь выбирать средства выразительности своей работы, выполнять её точно и аккуратно каждый должен сам (!);

4.    основными методами обучения становятся комментированная работа и творческие работы учащихся: выполняя своё задание, ребёнок уточняет, консультируется, давая толчок для творчества других детей;

5.    деятельность учителя сливается с деятельностью ученика, то есть возникает субъект-субъектное взаимодействие: учитель координирует работу детей, каждый из которых на какой-то момент может стать «учителем», предложив необычное решение поставленной задачи, высказав своё мнение о теме урока. Учитель не только учит, но и учится у пытливого и сообразительного современного ученика;

6.    время используется с максимальной продуктивностью, благодаря чему значительно повышается темп объединенного урока, позволяя решить проблемы не только урока искусства, но и интеграции предметов школьной программы, создающей единую картину окружающего мира средствами науки и искусства;

7.    используется гибкая структура урока.

8.    появляется возможность широко применять комплексное усвоение материала, то есть более крупными порциями, дозами, логически связанными внутренней закономерностью усваиваемого материала, что приводит к более глубокому и прочному усвоению знаний.

9.    техника выставления поурочного балла.

Такой путь целостного осознания жизни доступен и необходим каждому человеку: предметы, созданные трудом художника, развивают способность чувственно воспринимать мир по-человечески, то есть в культурно развитых формах – и формах человечески развитого созерцания, а,  следовательно, именно искусство (вместе с наукой, средствами массовой информации и общественным мнением) призвано формировать новую систему ценностей.

Категория: Мои публикации | Добавил: zimina3961 (19.01.2014)
Просмотров: 470 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2025
Используются технологии uCoz