|
Попробуйте объяснить что такое «исторически определённый уровень», «творческие силы и возможности», «организация жизнедеятельности»,
«духовные и материальные ценности»
Учитель координирует ответы ребят, направляет их рассуждения.
То есть, получается, что то, что мы привыкли называть цивилизацией, на самом деле и есть культура? А как же тогда понимать выражения «древние цивилизации», «цивилизация Востока или запада»?
Учитель направляет рассуждения детей с целью выявить различия между понятиями «культура» и «цивилизация»
|
Дети пробуют объяснить критерии определения культуры
Дети высказывают своё мнение.
|
|
Запись в тетради: «Культура и цивилизации – понятия сходные, потому что их носитель – человек, имеющий определённый уровень развития, но они различны тем, что цивилизация – временна, а культура – вечна.»
|
|
Так что же входит в понятие «культура»?
- Вера в бога
- внутренние убеждения
- отношения между людьми и обществом
- отношения между народами или партиями
- эмоциональное отражение мира
- Знания
И т.д.
Поскольку предмет МХК входит в раздел эстетического образования, ключевой для него будет являться искусство. Мы всегда говорили, что оно – один из способов познания мира. Другой способ – это наука. В чём состоит главное различие между ними?
Сравните два предложенных вам текста:
«Дуб – род деревьев, реже кустарников, сем. Буковых. Ок. 450 видов,в умеренном, субтропическом и тропическом поясах Северной Америки и в горах Южной Америки. В СССР – 20 видов…»
«В этом месте тропинка резко поворачивала вправо, и Митька всегда замирал, поражённый неожиданно открывавшимся перед ним видом: в самом центре большой поляны, словно богатырь, поддерживающий руками своими небо, рос огромный старый дуб…»
В чём же их отличие друг от друга?
Учитель координирует поиск, помогает найти наиболее точные определения.
|
Религия
Мораль
Право
Политика
Искусство
Наука
Запись в тетрадь названных понятий.
Дети высказывают свои предположения.
Научное описание.
Искусство слова, литературное описание
Наука оперирует фактами, добытыми опытным путём, а искусство – впечатлениями.
Наука описывает все сходные объекты и явления, а искусство – один конкретный.
Данные науки устаревают, а образы искусства – вечны.
Запись выводов в виде таблицы.
|
|
Дискуссия на тему: что важнее – наука или искусство, итогом которой должно стать понимание, что наука и искусство – две составляющие культуры и каждая по-своему важна для жизни и деятельности человека, как и право, религия, политика, мораль и тд
|